Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано определения термина «коррупция», согласно которому коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Согласно закону государственный и муниципальный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях, и возникает коррупция.
В Российской Федерации в целях реализации основных принципов борьбы с коррупцией принят ряд законов, призванных максимально ограничить возможность коррупционных проявлений, таких как Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым установлены жесткие требования, регламентирующие периодичность и основания проведение проверок контролирующими и надзорными органами; Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым на органы, организации и их должностных лиц возложена обязанность по обязательному проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в порядке, установленном законом, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В целях предотвращения коррупционных правонарушений федеральными законами о государственной и муниципальной службе предусмотрены существенные запреты и ограничения в отношении лиц, находящихся на государственной и муниципальной службе.
Также, действующим законодательством введено понятие «конфликта интересов», которое применяется в случае, если у государственного или муниципального служащего возникает личная заинтересованность при осуществлении возложенных законом полномочий (например, при заключении государственного или муниципального контракта, выгодоприобретателем по которому является сам служащий или его близкие родственники). При этом, в случае не принятия государственным или муниципальным служащим мер к устранению возникшего конфликта интересов, чиновник может быть уволен с государственной или муниципальной службы.
В деятельности органов прокуратуры Российской Федерации одним из приоритетных направлений надзора является именно надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства. На прокуроров также возложены полномочия по проведению в порядке надзора антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Прокуратурой Краснотуранского района в 2015 году на постоянной основе проводились проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которых выявлено 132 нарушения федерального законодательства. Руководителям органов местного самоуправления и организаций внесено 15 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения представлений прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц органов местного самоуправления. По постановлениям прокурора к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства привлечено 9 должностных лиц.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 2015 году прокуратурой района принесено 23 протеста на незаконные нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные нормы, которые рассмотрены и удовлетворены.
В ходе прокурорских проверок в 2015 годы выявлялись факты грубого нарушения требований антикоррупционного законодательства.
Так, в ходе проверки, проведенной в Краснотуранском районном Совете депутатов, установлено, что муниципальную должность в контрольно-счетном органе муниципального образования занимал близкий родственник главы администрации района, что прямо запрещено Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», согласно части 6 статьи 7 которого установлено, что граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
По результатам проверки главе Краснотуранского района прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, трудовой договор с аудитором контрольно-счетного органа Краснотуранского районного Совета депутатов был расторгнут.
Также в ходе прокурорской проверки в 2015 году был выявлен факт нарушения главой Тубинского сельсовета требований закона и несоблюдения ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы. Было установлено, что в нарушение требований ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», которым установлено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, главой Тубинского сельсовета на муниципальную должность муниципальной службы был принят близкий родственник главы сельсовета, находящийся в его непосредственном подчинении.
По результатам проверки главе Тубинского сельсовета прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, трудовой договор с муниципальным служащим, являющимся близким родственником главы сельсовета, был расторгнут.
В 2015 году выявлен факт нарушения муниципальным служащим запретов и ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы. В ходе проверки, проведенной в Краснотуранском районном Совете депутатов, установлено, что консультант-юрист представительного органа, являющийся муниципальным служащим, одновременно являлся действующим индивидуальным предпринимателем. При этом, прокуратурой района было установлено, что при поступлении на муниципальную службу данный факт не был доведен им до сведения работодателя — главы Краснотуранского района, и работодатель узнал о данном факте только после проведения прокурорской проверки.
Данный факт свидетельствует о грубом нарушении требований ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которому в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
По результатам проверки главе Краснотуранского района прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, муниципальный служащий, допустивший нарушение антикоррупционного законодательства, привлечен к дисциплинарной ответственности, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена.
Статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ установлен один из основных принципов противодействия коррупции, а именно публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В ходе проведенных прокуратурой района проверок установлено, что указанная норма федерального закона систематически нарушается руководителями органов местного самоуправления. При изучении официальных сайтов сельсоветов установлено что, органами местного самоуправления информация, которая должна в обязательном порядке размещаться на официальных сайтах сельсоветов, фактически не размещена, что является, в том числе, нарушением требований ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
По результатам проверки по постановлениям прокурора 9 глав муниципальных образований привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, судом в отношении виновных должностных лиц вынесено наказание в виде административного штрафа.